…Научись сперва добрым нравам, а затем
мудрости, ибо без первой трудно научиться последней.
Сенека
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА:
В процессе воспитания личности
исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Многие
общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование
положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно
быть в центре ее воспитательной деятельности.
Выдающийся швейцарский педагог
Генрих Песталоцци считал нравственное воспитание главной задачей детского
воспитательного учреждения. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное
воспитание выдвигал на первый план и немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал:
"Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
нравственность”.
Однако из педагогов - классиков
прошлого столетия наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного
воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский в статье "О нравственном элементе
в воспитании ” он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями
много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником,
и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны
органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма
вредным для общества пронырой…. Убежденные в том, что нравственность не есть
необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в
том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо
более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»
Но если педагоги - классики
признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем
большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Тревожно
выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающего поколения,
навязывания негативных стандартов жизни, рекламируемых средствами массовой
информации. В воспитании
детей и подростков образовался своего рода вакуум, который молодые люди
стремятся заполнить самостоятельно, в том числе и антисоциальными способами,
приобщаясь к употреблению алкогольных напитков, наркомании, токсикомании. Статистика последних лет
свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую
тенденцию к «омоложению». Поэтому в современных
условиях нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа
гуманистического воспитания молодёжи, ориентированного на нравственные
ценности.
Воспитание
высоконравственной личности невозможно без книги. Но в последней трети ХХ века роль чтения в
обществе начала резко изменяться, авторитет книги в детской и подростковой
среде стремительно падает. В
современном мире главными носителями информации являются компьютер, Интернет,
телевизор. Необходим
разумный симбиоз новых средств информационного воздействия с традиционными
способами формирования сознания на образцах книжной культуры, но в школьном
воспитании и обучении чтение должно предшествовать компьютеру.
Но и чтение
имеет свои опасности, особенно в наши дни. Подойдем к любому книжному прилавку
и увидим проповедь насилия, агрессии, разврата. В. Белинский писал: «Читать
дурно написанные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать», а Генри Филдинг
считал, что «дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи». Социологические
исследования показывают, что при выяснении читательских приоритетов среди
школьников через конкретный набор авторов книгой-лидером оказалась серия о
Гарри Поттере. Упоминания
современных отечественных авторов единичны. Наши дети не знают и не читают
писателей, поднимающих в своих произведениях нравственные
вопросы.
Назрела необходимость донести до
детей книги, которые являются источником высоко -
художественного, эстетического, нравственного воспитания, формирования личности
ребенка, в которых выражены чувства, эмоции, переживания людей. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей
работы я выбрала нравственное воспитание через чтение.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание
нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить
жизнь достойную человека, умеющей быть счастливой и нести
счастье людям, умеющей отличить истинные ценности от мнимых, посредством использования
литературных произведений и образов.
|