Почему ребёнок плохо учится?
Кого мы называем неуспевающими?
Этот вопрос всегда волнует и родителей, и учителей.
Это не те обучающиеся, которые по каким-либо причинам (болезнь или домашние неурядицы) не усвоили тот или иной раздел учебного предмета и получили неудовлетворительную оценку. К неуспевающим относятся те «стойкие» учащиеся, которые почти из четверти в четверть получают «двойки» ,а также «троечников»,которые некачественно ,поверхностно, с пробелами усваивают школьную программу ,то есть когда мы ставим «3», а «2» - в уме.
Чаще всего, мы с вами объясняем слабую успеваемость отсутствием усердия и прилежания и начинанием применять такие меры, как проработка, вызов родителей и т.д. Но нельзя упрощать проблему неуспеваемости, тем более, что в её основе лежит не одна, а несколько причин, которые действуют вместе.
Так каковы же причины неуспеваемости учащихся?
1. Ослабленное здоровье детей:
-непосредственно больные
-нервные (по заключению невропатолога )
-дети с ЗПР (заключение даёт детский психиатр).
2 .Семья.
Развитию способностей, в первую очередь, должна уделить семья.
Именно в семье "делается " человек, а в школе он просто усовершенствуется. Но не в каждой семье могут помочь ребёнку.
По данным опроса родителей 65%составляют семьи, где родители
не умеют воспитывать и обучать;
25% - не хотят;
13%-не могут.
Эти трудности родителей в воспитании и обучении своих детей становятся понятными после бесед с родителями. Оказывается, на эти трудности влияют:
-чрезмерная занятость родителей;
-отсутствие единых требований к ребёнку у родителей;
-негативное отношение к ребёнку из-за семейных неурядиц;
-низкий уровень общей культуры родителей.
3.Личностные особенности учащихся:
-характер
-темперамент
-эмоции.
Если говорить о характере, то надо знать о том, что каждому возрасту соответствует определенные качества характера:
1-5 лет - спокойный, дружелюбный;
6-10 лет - ломающиеся, очень беспокойный;
10-12лет-беспокойный, раздражительный;
13-14 лет - энергичный, завоевательный;
14-15 лет - замкнутый, невротический;
15-17 лет – спокойный, ровный, контактный.
И несколько слов о темпераменте. Во-первых, мы должны знать, что темперамент – это сила нервной системы. Во-вторых, темперамент характеризует выносливость, работоспособность нервной системы.
Надо отметить, что холерики, характеризующиеся подвижностью, возбуждением, относятся к категории неуспевающих. К этой же категории относятся и флегматики или медлительные дети – у них невысокая работоспособность, высокая чувствительность, медленная речь и медленное письмо, они дольше всех включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Темп работы в классе им не по силам. У учителей часто не получается осуществить индивидуальный подход к этому ребенку из-за ряда причин. У этого учащегося накапливаются школьные недоработки, и резко снижается успеваемость. Вот так эти дети попадают в категорию неуспевающих.
4. Познавательные способности:
- память
- внимание
- восприятие
- мышление
- воображение
- ощущение
Если у ребенка кратковременная память и рассеянное внимание, то, естественно будет нарушено и восприятие и воображение. Эти учащиеся начинают отставать от других, тем более доказано, что интеллект закладывается у ребенка до12 лет, после 12 лет человек умный и не умный.
Но чаще на неуспеваемость влияет не память и внимание, а мышление, т.е. мыслительная деятельность. Таким учащимся трудно выделить основное, существенное, отбросить ненужное, они не умеют рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон. Задачи на смекалку не для них. И вот это неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Таких детей психологи называют «интеллектуально - пассивными». Эта пассивность – следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок до школы не прошёл определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.
5. Мотивация учебной деятельности.
( Мотив-это внутренняя потребность ученика учиться, это его цели, интересы стремления)
Мотивы у неуспевающих детей имеют ряд особенностей, вызванных длительным неуспехом в работе: эти дети часто отвлекаются на уроках, слабо реагируют на плохие отметки, преобладают болезнь трудностей, не стремление учиться, отрицательные эмоции.
Мы чаще всего не учитываем мотивы учения, которые различны в возрастных категориях.
- Младший школьный возраст. Для данного возраста характерны любознательность, непосредственный интерес к окружающему, эмоциональные переживания по поводу полученных оценок, учитель – высший авторитет, даже родители отодвигаются на второй план. И вот как оценит успехи и неудачи этого младшего школьника учитель, от этого очень много зависит, Оценка его деятельности – это оценка личности в целом.
Если учитель неосторожно поступит с оцениванием, то возникает проблема адаптации ребёнка (привыкания) к школе. Если не адаптировался за первый год обучения, то можно сказать, что адаптация не произойдёт и в последующие годы. Появляется «школьный стресс»; « школьный страх» или школофобия – так медики называют данное состояние. Всё это выбивает учеников из нормальной жизни: резкое ухудшение здоровья, неумение справиться со школьной нагрузкой, а отсюда неуспеваемость.
- Подростки уделяют учебным занятиям гораздо меньше внимания. Интересы их расширяются: это и кружки, и секции, много времени уделяют играм и развлечениям, к учёбе относятся равнодушно. В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, утвердить своё «Я». Поэтому их интересует не столько предмет, сколько личность учителя. Неуспевающих много появляется из-за того, что мы порою не можем заинтересовать своими личностными качествами.
-Старшеклассники. У них формируется отношение к учебным предметам в зависимости от их профессионального выбора. И вот здесь учителя должны показать своё педагогическое мастерство. Если не смогут, у детей сразу же пропадает интерес => появляются неуспевающие.
6. Обучение и обучаемость.
Обучение – это передача ученику определённых знаний, умений, навыков. Но знания, умения и навыки не предметы, чтобы их перекладывать, например, из головы учителя в голову ученика. Для этого в психике человека происходит определённые процессы, то есть у обучающегося должна возникнуть психическая активность. Если нет этой активности, то никаких знаний, умений, навыков у него не появится. Таким образом, обучение- это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. Или, другими словами, обучение- это то, что мы хотим дать, а обучаемость- это то, что обучающиеся могут от нас взять. А, говоря научным языком, обучаемость- это восприимчивость или способность к обучению. Ребёнок не рождается со способностями, он рождается с загадками. А вот смогут ли загадки развиться в способности, от этого и будет зависеть обучаемость данного ребёнка.
Существует методика «Проверка на обучаемость». Данная методика была предложена каждому учителю для проверки обучаемости учащихся.
Инструкция: учитель объясняет новую тему, а затем предлагает детям выполнить письменно 4 задания (задания записываются на доске).
Задания
| Выводы, которые можно сделать после выполнения задания
|
1. Изложение данной темы. 2. Ответы на 2 конкретных вопроса (вопросы даются учителем) по данной теме. 3. Записать задание, аналогичное тому, что было при объяснении. 4. Творческое задание.
| Умение обобщать Умение выделять конкретное, основное, существенное. Умение рассматривать предмет с разных сторон, причинно- следственные связи Творческое мышление (проверяется гибкость и разнолинейность мышления).
|
Интерпретация: обучающиеся, справившиеся с четырьмя заданиями, имеют высокий уровень обучаемости; справившиеся с двумя заданиями – средний уровень обучаемости, а справившиеся с одним заданием или не выполнившие ни одного задания, имеют низкий уровень обучаемости.
А в конце мне хочется привести слова С. Л.Рубинштейна:
"Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать,
изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и
наиболее плодотворный путь познания психологии детей".