Воскресенье, 05.05.2024, 19:56
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Меню сайта
Защита прав
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...

Главная » 2012 » Апрель » 23
Почему ребёнок плохо учится?

Кого мы называем неуспевающими?

Этот вопрос всегда волнует и родителей, и учителей.


   Это не те обучающиеся,  которые  по  каким-либо причинам (болезнь или домашние неурядицы)  не усвоили тот или иной раздел учебного предмета и получили неудовлетворительную оценку. К неуспевающим относятся те «стойкие» учащиеся, которые почти из четверти в четверть получают «двойки» ,а также «троечников»,которые некачественно ,поверхностно, с пробелами усваивают школьную программу ,то есть когда мы ставим «3», а «2» - в уме.
   Чаще всего, мы с вами объясняем  слабую  успеваемость  отсутствием  усердия  и  прилежания  и  начинанием  применять  такие  меры,  как  проработка, вызов  родителей  и  т.д. Но  нельзя  упрощать  проблему  неуспеваемости, тем  более, что  в её  основе  лежит  не  одна, а  несколько  причин, которые  действуют  вместе.
     
Так  каковы  же   причины  неуспеваемости   учащихся?    

1. Ослабленное  здоровье  детей:
     -непосредственно больные
     -нервные (по  заключению  невропатолога )
     -дети  с  ЗПР  (заключение  даёт  детский  психиатр).

2 .Семья.
    Развитию способностей, в первую  очередь, должна уделить семья.
Именно в семье  "делается " человек, а в школе он просто усовершенствуется. Но  не в каждой семье могут помочь  ребёнку.

    По данным опроса родителей 65%составляют семьи, где родители
не умеют воспитывать и обучать;
25% - не хотят;
13%-не могут.
   
Эти трудности родителей в воспитании и обучении своих  детей становятся понятными после бесед с родителями. Оказывается, на эти трудности влияют:
   -чрезмерная занятость родителей;
   -отсутствие единых требований к ребёнку у родителей;
   -негативное  отношение к ребёнку из-за семейных неурядиц;
   -низкий уровень общей культуры родителей.

3.Личностные особенности учащихся:
-характер
-темперамент
-эмоции.
     Если  говорить о характере, то надо знать о том, что каждому возрасту соответствует определенные качества характера:
1-5 лет - спокойный, дружелюбный;
6-10 лет - ломающиеся, очень беспокойный;

10-12лет-беспокойный, раздражительный;
13-14 лет - энергичный, завоевательный;
14-15 лет - замкнутый, невротический;
15-17 лет – спокойный, ровный, контактный.

И несколько слов о темпераменте. Во-первых, мы должны знать, что темперамент – это сила нервной системы. Во-вторых, темперамент характеризует выносливость, работоспособность нервной системы.
   Надо отметить, что холерики, характеризующиеся подвижностью, возбуждением, относятся к категории неуспевающих. К этой же категории относятся и флегматики или медлительные дети – у них   невысокая работоспособность, высокая чувствительность, медленная речь и медленное письмо, они дольше всех включаются в работу,  труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Темп работы в классе им не по силам. У учителей часто не получается осуществить индивидуальный подход к этому ребенку из-за ряда причин. У этого учащегося накапливаются школьные недоработки, и резко снижается успеваемость. Вот так эти дети попадают в категорию неуспевающих.

 4.  Познавательные способности:
- память
- внимание
- восприятие
- мышление
- воображение
- ощущение

Если у ребенка кратковременная  память и рассеянное внимание, то, естественно будет нарушено и восприятие и воображение. Эти учащиеся начинают отставать от других, тем  более доказано, что интеллект  закладывается у ребенка до12 лет, после 12 лет человек умный и не умный.
Но чаще на  неуспеваемость  влияет не память  и внимание, а мышление, т.е. мыслительная  деятельность. Таким учащимся  трудно выделить основное, существенное, отбросить ненужное, они не умеют  рассматривать предмет или ситуацию  с разных сторон. Задачи на смекалку не для них. И вот это неумение  преодолеть возникающие  при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Таких  детей психологи называют  «интеллектуально -  пассивными». Эта пассивность – следствие неправильного воспитания и обучения, когда  ребенок до    школы не прошёл определенный  путь умственного  развития, не научился необходимым  интеллектуальным  навыкам и умениям.

5.  Мотивация учебной деятельности.
( Мотив-это внутренняя  потребность  ученика учиться, это его цели, интересы стремления)
Мотивы у неуспевающих  детей имеют ряд  особенностей, вызванных  длительным неуспехом  в работе: эти дети часто отвлекаются  на уроках, слабо  реагируют  на плохие отметки, преобладают   болезнь трудностей,  не стремление  учиться, отрицательные  эмоции.
     Мы чаще всего не учитываем мотивы учения, которые различны в возрастных категориях.

- Младший школьный возраст. Для данного возраста характерны любознательность, непосредственный интерес к окружающему,  эмоциональные переживания по поводу полученных оценок, учитель – высший авторитет, даже родители отодвигаются на второй план. И вот как оценит успехи и неудачи этого младшего школьника учитель, от этого очень много зависит, Оценка его деятельности – это оценка личности в целом.

Если учитель неосторожно поступит с оцениванием, то возникает проблема адаптации ребёнка (привыкания) к школе. Если не адаптировался за первый год обучения, то можно сказать, что адаптация не произойдёт и в последующие годы. Появляется «школьный стресс»; « школьный страх» или школофобия – так медики называют данное состояние. Всё это выбивает учеников из нормальной жизни: резкое ухудшение здоровья, неумение справиться со школьной нагрузкой, а отсюда неуспеваемость.

- Подростки уделяют учебным занятиям гораздо меньше внимания. Интересы их расширяются: это и кружки, и секции, много времени уделяют играм и развлечениям, к учёбе относятся равнодушно. В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, утвердить своё «Я». Поэтому их интересует не столько предмет, сколько личность учителя. Неуспевающих много появляется из-за того, что мы порою не можем заинтересовать своими личностными качествами.
-Старшеклассники. У них формируется отношение к учебным предметам в зависимости от их профессионального выбора. И вот здесь учителя должны показать своё педагогическое мастерство. Если не смогут, у детей сразу же пропадает интерес => появляются неуспевающие.

6. Обучение и обучаемость.
Обучение – это передача ученику определённых знаний, умений, навыков. Но знания, умения и навыки не предметы, чтобы их перекладывать, например, из головы учителя в голову ученика. Для этого в психике человека происходит определённые процессы, то есть у обучающегося должна возникнуть психическая активность. Если нет этой активности, то никаких знаний, умений, навыков у него не появится. Таким образом, обучение- это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. Или, другими словами, обучение- это то, что мы хотим дать, а обучаемость- это то, что обучающиеся могут от нас взять. А, говоря научным языком, обучаемость- это восприимчивость или способность к обучению. Ребёнок не рождается со способностями, он рождается с загадками. А вот смогут ли загадки развиться в способности, от этого и будет зависеть обучаемость данного ребёнка.
Существует методика «Проверка на обучаемость». Данная методика была предложена каждому учителю для проверки обучаемости учащихся.
    Инструкция: учитель объясняет новую тему, а затем предлагает детям выполнить письменно 4 задания (задания записываются на доске).
Задания
Выводы, которые можно сделать после выполнения задания
1. Изложение данной темы.
2. Ответы на 2 конкретных вопроса (вопросы даются учителем) по данной теме.
3. Записать задание, аналогичное тому, что было при объяснении.
4. Творческое задание.

Умение обобщать
Умение выделять конкретное, основное, существенное.
Умение рассматривать предмет с разных сторон, причинно- следственные связи
Творческое мышление (проверяется гибкость и разнолинейность мышления).


Интерпретация: обучающиеся, справившиеся с четырьмя заданиями, имеют высокий уровень обучаемости; справившиеся с двумя  заданиями – средний уровень обучаемости, а справившиеся с одним  заданием или не выполнившие ни одного задания, имеют низкий уровень обучаемости.


                 А в конце мне хочется привести слова  С. Л.Рубинштейна:

     "Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем,  чтобы воспитывать и обучать,
       изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической  работы  и 
      наиболее  плодотворный путь  познания психологии детей".



Категория: Новости | Просмотров: 608 | Добавил: Вадик | Дата: 23.04.2012

2023
ЗОЖ.Безопасность
Горячая линия
Пед. класс
ЛГПУ
Эл.приемная
Ваше имя *:
Ваш E-mail:
Тема вопроса *:
Текст вопроса *:

Большая перемена
Другое дело
Поиск
...
ВСОШ
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Переход на сайт
Доп. образование
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ГИА
Друзья сайта
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

МБОУ СШ №9 © 2024